АВГУСТ МАКЕ
3 января 1887 - 26 сентября 1914‎ (27 лет)


ПРАКТИКИ ИСТОРИИ ИСКУССТВ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Дорогие, доброе утро, сегодня обратимся к экспрессионизму Августа МАке
Жизнь Августа Маке, одного из самых ярких представителей немецкого экспрессионизма, была коротка. Он погиб в первую мировую войну. Маке родился в 1887 году в Вестфалии, детство провел в Кельне и в Бонне, учился в Дюссель­дорфской Академии. В 1907 году он поступает в частную шко­лу Ловиса Коринта в Берлине.

Коринт, наиболее одаренный и значительный представитель импрессионизма в Германии, подготовил художника к восприятию новейшей французской живописи. Маке совершает несколько поездок в Париж, где изучает работы французских импрессионистов, фовистов и кубистов. В 1909 году Маке женился и с этого времени часто подолгу гостил в доме своей тещи близ озера Тун в Швейца­рии. Здесь он познакомился с другим молодым немецким ху­дожником Францем Марком, который ввел его в мюнхенскую группу художников, куда входили и В. Кандинский Эта группа назвала свое объединение «Синий всадник». Оно ставило как одну из своих главных целей «рас­ширение границ» художественно выразительных возможно­стей искусства, и отражало идеи, характерные для раннего эта­па экспрессионизма. Вместе с Марком Маке вновь совершил поездку в Париж, где познакомился с художником Робером Делоне и поэтом Гийомом Аполлинером. Робер Делоне, всего двумя годами старше Маке, был наследником рационалисти­ческой традиции постимпрессионизма — поклонником твор­чества Жоржа Сёра. Как и Сёра, Делоне изучал оптические открытия Шеврейля, связанные с восприятием линий и цве­тов. Опираясь на Сёра, идя по пути обобщения форм, начато­му Сезанном, Делоне строил пространственно-цветовые кон­струкции своих картин.


У Маке с этим французским художником установились дружественные связи. Ему было созвучно стремление Делоне к передаче пространственных соотношений различными цве­товыми плоскостями, к геометризации линий, схематизирован­ному художественному языку, адекватному, по мнению его создателя, образам из области жизни большого города, тех­ники, спорта. Делоне помог Маке сформулировать свой язык в живописи — формы в его картинах упростились, красочная организация холста стала подчиняться заранее задуманной идее. Приверженность к воспроизведению предметного мира отличала Маке от других членов объединения « Синий всад­ник», таких как его друг Марк и Кандинский, стремившихся воплотить в живописи нечто чисто духовное, иррациональ­ное, таящееся за внешней оболочкой жизни.

Маке пишет много прекрасных пейзажей на берегу озера Тун. В одном из них сад, дома, деревья, клумбы превращены в цветовые плоскости, пронизанные светом. «Найти образую­щую пространство энергию цвета вместо того, чтобы довольст­воваться мертвой светотенью, — вот наша прекрасная цель»,— писал тогда Август Маке в письме к другу.

За несколько месяцев до начала войны Маке написал кар­тину «Канатный плясун», по сюжету близкую композициям на темы танца и цирка Жоржа Сёра. Но Маке стремился со­здать радостный образ мира, в то время как у Сёра, Делоне часто претворение живых впечатлений сопровождалось хо­лодной рационалистичностью и логикой, чуждой всякой эмо­циональности. В картине «Канатный плясун», написанной теплыми, горящими красками с использованием сложного ли­нейного построения, передано ощущение праздника. Челове­ческие фигуры и формы в картине обобщены, в ней нет по- вествёвательности. Канаты, столбы, полог шатра цирка шапи­то своими правильными геометрическими линиями состав­ляют как бы сетку для основных цветовых пятен. В верти­кальный прямоугольный формат картины вписывается слож­ная октогональная фигура. Мужчина в кепке, изображенный крупным планом справа, представляет собой как бы точку от­счета разворачивающегося в глубину пространства. Следую­щие фигуры даны уже в меньшем масштабе, рисунком своим повторяя абрис фигуры первого плана, но в зеркальном отра­жении. Линия каната, на котором балансирует акробат, и за­метная среди других зрителей фигура женщины в светло-го- лубой юбке обозначают средний план картины. Наконец, светлые стены кубических домов на фоне картины показы­вают самую дальнюю плоскость изображенного пространства.

И цветовое решение, и пространственная композиция кар­тины очень напряженны, что придает этому небольшому по­лотну значение художественной формулы, емко выражающей специфику живописного языка эпохи.

В отличие от своего друга Марка, писавшего природу и жи­вотных, Маке интересуется изображением человека, город­ской жизни, он пишет улицы, сады, городскую архитектуру. Но эпоха, к которой он так напряженно прислушивался, была чревата трагедией войны. И Маке, в первые же дни призван­ный в армию, стал одной из многих ее жертв.


ИРА РАССКАЗЫВАЕТ
РИСУЕМ С ИРИНОЙ ВЕРПЕТОЙ
В общество «Синий всадник» входили художники-экспрессионисты Василий Кандинский, Франц Марк, Марианна Веревкина, Пауль Клее, Моисей Коган, Алексей Явленский, Август Макке и другие. О том, кем они были и почему стремились к равноправию во всех формах искусства (и что вообще означает такое равноправие), мы поговорим на лекции.
Лектор: Кирилл Светляков – кандидат искусствоведения, лауреат премии имени Сергея Курёхина. Сфера интересов: русское и западное искусство XIX-XХ веков, современное искусство и музейная критика.
Made on
Tilda