Новая художественная школа им. А.Поздеева
КУРС ГРАФИКИ
Занятие №1
Линия, пятно, силуэт в графике

педагог Александр Числов
Цель занятия: создать графическую композицию на силуэт и изучить линию и пятно, как средства выразительности в графике.
Задача занятия: разработать 7-8 форэскизов (на формате листа ватмана А4 или А3, чуть больше или меньше спичечного коробка, можно карандашем в начале, но не используя тон !
1. в горизонтальном формате
2. в вертикальном формате
3. приближенном к квадрату
4. фрагментарной композиции
Важно основываться на заданном фотоматериале (см. приложение№1), производя отбор в композиции натюрморта, убирая предметы или добавляя свои, также передвигая их, добавляя пространство листа или наоборот сокращая его до фрагмента, используя белое на черном, черное на белом, но сохраняя цельный силуэт натюрморта за счет белого или черного фона.


1
1. Теоретическая часть, коротко объяснение темы.

1 этап занятия
ТОЧКА простейший элемент визуального дизайна. Она не имеет направления по вертикали и горизонтали. Среди других изобразительных средств точка статична. Она служит в качестве фокуса изображения, выделяя важную информацию или притягивая к ней внимание. Даже если на чистом листе бумаги присутствует только одна точка, одна метка, наш мозг непременно старается придать этому какое-то значение, пытается найти какую-нибудь связь или закономерность, либо использовать эту точку в качестве отправной. Если точек две, глаз немедленно пытается их «соединить» и создает воображаемую линию между ними. Если точек три, неизбежно наше сознание рисует треугольник; сознание достраивает то, чего нет. Это невольное соединение точек называется группировкой или гештальтом (gestalt). Множество точек способно воспроизвести качество тона, цвета, его переходы и смешения (например картины пуантилистов Синьяка и Сёра).
ПЯТНО: увеличиваясь в размерах, точка становится пятном, обладающим своей площадью и границами. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Пятна могут быть геометрическими или аморфными. Основные формы пятна это квадрат, треугольник, круг и «амёба»(бесформенное пятно).

Силуэт, представленный в виде пятна является проекцией объемного тела на плоскую поверхность, его «записью», «оттиском», не имеющим третьего измерения - глубины.
ЛИНИЯ в отличие от замкнутых и статичных точки и пятна, является изображением движения. В этом смысле она – антипод точке, но и порождение её: ведь линия – это след движения точки. Линии по-разному динамичны. Прямая – равномерна и императивна, кривая – свободна и гибка. Благодаря изменениям своей толщины, линия создаёт волнообразные движения плоскости, на которой она начертана. Линия может то погружаться вглубь, то выйти наружу, то подчиниться фону, то победить его. Она обладает эмоциональным воздействием, может быть жесткой и однозначной, прерывистой и трепетной. Предполагают, что изобразительное искусство началось с линии, очерчивающей силуэты теней, падавших от света очага на стены жилища. Линия – праматерь искусства, её исконное назначение – абрис контура формы. И это главное конструктивное качество линии. Она может быть использована и иначе: линии, перечеркивающие друг друга, получают способность передавать цветотональные характеристики или, сопровождая собой направления формы, «лепят» объем. Линии можно сочетать с другими линиями и создавать текстуры и узоры.

2
2. Создаем форэскизы, используя разные по характеру линии, толстые, тонкие, светлые, темные плавные, рубленые, на белом фоне на черном фоне и пятна разные по размеру светлые на черном черные на светлом, разработать варианты форэскизов опираясь на заданный фотоматериал (см. приложение №1) сохраняя цельный силуэт натюрморта в композиции. Увеличить утвержденный форэскиз (примеры см. приложение№2) на формат композиции не менее А3 формата,сохраняя пропорции ширины к высоте и отношения в изображении черного и белого.
2 этап занятия

3
3. Увеличить утвержденный форэскиз (примеры см. приложение№2) на формат композиции не менее А3 формата,сохраняя пропорции ширины к высоте и отношения в изображении черного и белого.
Выполнить в материале: бумага, тушь, перо, линеры и маркеры разной толщины.
3 этап занятия
Приложение №1
рабочий фотоматериал, на основе которого надо сделать форэскизы
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob
Photo by Marion
Photo by Jacob
Photo by Shifaaz
Photo by Mike
Photo by Jason
Photo by Sven
Photo by Ed
Приложение №2
пример форэскизов
1. разработка форэскиза
1. разработка форэскиза
2. перенос форэскиза на формат
2. перенос форэскиза на формат
3. работа в материале
ХОД РАБОТЫ
КОНСУЛЬТАЦИЯ 1
КОНСУЛЬТАЦИЯ 1
Обсуждение, корректировка и утверждение форэскизов


КОНСУЛЬТАЦИЯ 2
КОНСУЛЬТАЦИЯ 2
Выход на формат карандашом, утверждение и начало работы в материале
КОНСУЛЬТАЦИЯ 3
КОНСУЛЬТАЦИЯ 3
Окончание работы, доведение нюансов
Made on
Tilda